Краны, задвижки, затворы, вентили, установленные в трубопроводах, служат не одно десятилетие. Однако, несмотря на строгий контроль качества на выпускающих предприятиях, возможны отказы в работе.

Виды отказа запорной арматуры

Под отказом понимают невозможность эксплуатации элементов или устройства в целом без ремонта или замены.

Причинами неисправностей могут стать:

  • недостаточный технический контроль производственного процесса;

  • ошибки проектирования, повлекшие за собой конструкционные огрехи;
  • нарушение эксплуатационных режимов, приведённых в технических сопроводительных документах.

Отказ может быть:

  • частичным, связанным потерей герметичности в положении "закрыто" и плавности хода, что сказывается на экономичности использования арматуры;

  • полным, при котором клапан не регулируется, образуются свищи в корпусе.

Износ происходит в процессе эксплуатации постоянно и проявляется ввиду:

  • действия коррозии на детали;

  • старения резиновых элементов;
  • действия высокой температуры на сальники;
  • воздействия давления на корпус;
  • человеческого фактора.

Методы диагностики неисправностей

Возможны варианты выявления поломок в случае:

  • в ходе контроля продукции перед выпуском с предприятия;

  • в процессе монтажа;
  • после ликвидации аварийной ситуации;
  • во время плановых осмотров.

Коммунальные сети проверяют при проведении профилактических работ, при подготовке к подключению отопления.

Промышленные трубопроводы подвергаются ревизии в сроки, указанные в стандартах, зависят от их типа и степени агрессивности перемещаемой среды.

Дефектация состоит из:

  • осмотра на предмет обнаружения сколов, срыва резьбы;

  • проверки уплотнительных поверхностей путём нанесения меловой отметки; если при повороте на четверть оборота пометка равномерно стирается, значит всё в порядке;
  • контроля элементов в соответствии со спецификой и чертежом;
  • удаления смазки, загрязнителей;
  • гидравлических испытания при открытом и закрытом положении вентиля.

Завершающим этапом проверочных работ служит составленный акт ревизии.

Способы исправления неисправностей запорной арматуры

  1. Протечка задвижки происходит в результате износа уплотнителя загрязнениями частицами осадка или осмоления. Для устранения разбирают устройство, очищают или заменяют уплотнительные кольца. Усилие маховика доводят до расчётного.
  2. Утечка в зоне крышки устраняется путём замены уплотнителя и затягиванием болтов.
  3. Если сальник пропускает среду, заменяют материал в камере, проверяют шпиндель на геометрию.
  4. При затруднённом перемещении затвора механизм разбирают, устраняют отложения, смазывают, устраняют неисправности клина.
  5. Если при повороте маховика нет результата, формируют напильником, наплавляют грани или заменяют деталь.
  6. Разрыв в корпусе восстанавливают сваркой.

Элементы арматуры подвергаются неодинаковым нагрузкам, поэтому выходят их строя не одновременно. После ремонта проверяют функционирование всех деталей, герметичность разъёмов. В завершении проводят гидравлический контроль.

Установка арматуры как способ борьбы с неисправностями

Грамотный монтаж является основополагающим фактором нормального функционирования, доверяют его проведение мастерам высокой квалификации. Важно всё: соблюдение правил от производителя, выбор места и способа подключения. Для исключения механических напряжений важно соблюдать соосность элементов арматуры и линии трубы. Это минимизирует вероятность растрескивания, нарушения герметичности.

Способы установки:

  • фланцевый
  • межфланцевый
  • под приварку.

От ответственности подхода к установке зависит безопасность работы окупаемость затрат.

До начала работ арматура хранится в заводской упаковке в закрытом помещении, при низкой влажности, без перепадов температуры и прямого попадания ультрафиолета. Если к работам долго не приступали, детали смазывают для защиты от коррозионных процессов, для уплотнителей применяют силиконовую смазку.

Рекомендации при установке:

  • проводят предварительную очистку при помощи щёток, воды, пара;
  • участок для работ выбирают с ровной поверхностью;
  • запорную аппаратуру не устанавливают в изгибах;
  • проверяют состояние фланцев;
  • направление стрелок должно отвечать движению потока среды;
  • сваривают при открытом положении приспособлений;
  • обязательный контроль степени затяжки.

Для сведения к минимуму дефектов в запорных элементах и нормальной работы всей трубопроводной арматуры важно подобрать в зависимости от назначения и среды подходящую разновидность.

Так, для абразивной среды подойдёт шиберная задвижка, которая разрезают частицы вкраплений. В то время как клиновый вариант быстро забьётся осадком.

Компания «Профиль - Арма» выпускает детали трубопровода, сочетающиеся с любыми видами запорной аппаратуры.




Наверх