Фланцевое соединение представляет собой способ установки трубопроводов, при котором создается разборная конструкция. Состоит это соединение из дисков, в середине которых сделаны отверстия. Крепятся фланцы при помощи болтов. Чтобы создать герметичность такой конструкции, обязательно нужно использовать специальные уплотнители, прокладки.

При постоянном воздействии воды, агрессивной среды, высоких температур фланцы постоянно изнашиваются. Они подвергаются коррозии и эрозии, что приводит к выходу из строя трубопровода, а следовательно и к утечкам.

Порядок ремонта фланцевых соединений

Когда происходит авария на трубопроводе, нужно незамедлительно обнаружить местоположение возникновения проблемы, чтобы правильно ее устранить.

Способ обнаружить поломки:

  • визуально тщательно осмотреть фланцевое соединение;
  • осмотр геометрии конструкции. При этом способе нужно определить, есть ли отклонения от изначальных чертежей, что и поможет понять наличие дефекта; ультразвуковое исследование или рентген. Используя специальное оборудование, можно быстро и точно получить все данные о размере дефекта, его местонахождении и т.д;
  • проверка на герметичность конструкции. При этом способе используют специальные течеискатели (гелиевые или галоидные). Если температура окружающей среды минусовая, тогда используют мыльный раствор, который не замерзает.

После определения проблемы, ее местоположения, можно приступать к ремонту. Первое, с чего начинают - это полное перекрытие системы трубопровода. Это нужно не только для легкости проведения работ, но и для исключения попадания в систему посторонних предметов, грязи, которые могут появиться во время ремонта. Если фланцы очень изношены и дефекты устранить не получается, то такие соединения полностью заменяют на новое оборудование.

ремонт фланцевых соединений

Порядок работ:

  • убираются уплотнители и очищаются все поверхности. Мастера удаляют старые прокладки, убирают следы коррозии шабером;
  • убираются глубокие забоины, дефекты и раковины механическим способом.
  • Отверстия, оставшиеся после этого, закрывают при помощи наплавки, а швы и следы потом шлифуют;
  • после этого делают притирку, необходимую, чтобы поверхности плотно прилегали друг к другу. Выполняют это с помощью пасты и специальных порошков, в зависимости от материала соединений. Когда появляется матовое кольцо серого цвета - нужно заканчивать процесс притирки;
  • если болты износились, их заменяют на новые. Это относится и к прокладкам.

Требования к уплотнительным материалам

Есть разные типы уплотнений:

  • металлические. Их производят из чугуна, титана, алюминия или стали;
  • неметаллические. Изготавливают из паронита, резины или фторопласта;
  • комбинированные изделия. Это такие уплотнители, которые выпускают из графитофторопласта.

Для разных рабочих сред и температур используют отличные уплотнители. Также на выбор, из какого материала использовать уплотнители, влияют и нормативные документы.

Прокладки не должны иметь пятен от масла, грязи, следов других уплотнителей, трещин и прочего.

При монтаже уплотнителей не используют минеральные и синтетические смазки, а также ничем не перематывают.

Дефекты фланцевых соединений и типы повреждений поверхности фланцев

Обнаружение утечки на трубопроводе - сигнал к немедленному вмешательству и проведению ремонтных работ.  Ведь даже незначительные, на первый взгляд, протечки способны привести к серьезным последствиям: от снижения эффективности работы системы до масштабных аварий и экологических катастроф. 

Рассмотрим основные повреждения поверхностей фланцев:

  1. Царапины - узкие, вытянутые углубления с острым дном. Глубина варьируется от незначительной до существенной в зависимости от силы воздействия. Причинами является контакт с острыми предметами, например, при обработке стальных фланцев проволочной щеткой или долотом.
  2. Выбоины - широкие и длинные углубления со скругленным дном, которые появляются из-за ударов тупым острым предметом, например, отверткой, стамеской или краем другой детали.
  3. Ямки - небольшие, округлые углубления, часто сгруппированные, которые появляются из-за локальной коррозии.
  4. Вмятины - удлиненные углубления, тупые или острые, возникающие в ходе контакта с оборудованием, использующим тросы и такелажные средства для позиционирования.

Причинами появления утечки являются следующие дефекты в местах фланцевых соединений трубопровода:

  1. Дефекты уплотнителей, потеря эластичности, старение материала. Связаны с длительной эксплуатацией, воздействием агрессивных сред, неправильным выбором материала уплотнителя, механическими повреждениями при монтаже/демонтаже.
  2. Проблемы с корпусом из-за механических повреждений, например, уменьшение толщины стенок фланцев воротникового типа, трещины, сколы, деформация поверхности, коррозия. 
  3. Сквозные отверстия в корпусе фланца, сварных швах, штуцерах, причинами которых могут являться: коррозия, эрозия, механические повреждения, дефекты сварки, заводской брак.
  4. Проблемы с прокладками, а именно: несоответствие размеров, повреждения поверхности (царапины, разрывы), потеря эластичности, неправильная установка. 
  5. Износ крепежных болтов: резьбы, срыв головок болтов/гаек, деформация шпилек.



Наверх