
Фланцы обеспечивают прочное и герметичное соединение труб, но со временем прокладки между ними изнашиваются. В статье — когда и как их правильно менять, из каких материалов изготавливаются уплотнители, почему нельзя использовать старые прокладки и как проходит ремонт на наружных газопроводах и даже в автомобиле, если "засвистел" глушитель. Подробный алгоритм замены — в каждом случае.
Для стыковки элементов часто применяют фланцы. Их крепят на трубы резьбой либо приваривают, за счет стягивания воротников болтами, шпильками, гайками прочно соединяют части труб. Фланцы гарантируют надежное соединение и возможность разборки узла. Если в этом месте появился дефект, допускается ли замена прокладок фланцевых соединений? Да, это несложно выполнить. Прокладки делают из разных материалов (резины, фторопласта), их обновление позволяет быстро восстановить герметичность узла.
Содержание статьи:
- Замена прокладок фланцевых соединений трубопроводов.
- Замена фланцевых соединений наружных газопроводов.
- Замена фланцевого соединения глушителя.
Замена прокладок фланцевых соединений трубопроводов
Фланцы чаще делают круглыми, но они бывают квадратные и другой формы. По периметру воротников предусмотрены отверстия для установки болтов, чтобы стянуть элементы, обеспечить надежную стыковку труб. Между ними устанавливают прокладку для защиты от протекания. Уплотнитель производят из разных материалов:
- Металлы. Прокладки делают из чугуна и стали, титана, алюминия.
- Неметаллы. Распространенный тип уплотнений, для которых применяют паронит, фторопласт, резину и разные полимеры.
- Комбинированные составы. К этой группе относят графито-фторопластовые детали.
Материал для прокладки выбирают с учетом характеристик рабочей среды (температура, давление, агрессивность) с соблюдением нормативных документов. Между фланцами крепят только новые, чистые изделия, без трещин и загрязнений, следов масел. При сборке нельзя наносить смазки синтетического состава, применять перемотки. Установка б/у уплотнителей запрещается. Только как временная мера при ликвидации аварий допускается монтаж нескольких старых элементов пакетом.

Регулярный осмотр уплотняющих материалов и их своевременная смена обеспечивает защиту магистрали от протечек и аварий. При ремонте главная задача – устранить дефекты, которые неизбежно возникают при эксплуатации системы.
Перед работой перекрывают потоки, очищают трубы от ржавчины, кокса, загрязнений.
Алгоритм замены прокладок между фланцами:
- Снять болты, чтобы разобрать узел.
- Убрать изношенную прокладку, очистить поверхности, которые состыковывались, от старого уплотнителя.
- Установить новый элемент из материала, подходящего по условиям эксплуатации.
- Собрать узел, затянуть болты.
- Через сутки проверить надежность соединения, при необходимости подтянуть крепежные детали.
Между фланцами прокладывают детали из паронита, асбеста, резины, фторопласта. Важно, чтобы материал выдерживал параметры рабочих потоков. От этого зависит герметичность системы. Для неагрессивных жидкостей с температурой до +50 градусов подходит обычная резина. Специальные ее разновидности обладают стойкостью к кислотам, щелочам. Паронит требуется для магистралей с нефтью, газом, паром, горячей водой, поскольку такое уплотнение не разрушается при температуре до +400 градусов, выдерживает до 4 Мпа давление.
Обновление прокладок – один из этапов ремонта. Необходимость процедуры определяют по наличию подтеков на трубах, появлению запаха, падению напора при транспортировке жидкости. Замена прокладочных материалов фланцевых соединений на сетях газоснабжения наружного типа допускается исключительно при показателях давления газовой среды в диапазоне от 0,4 до 2 МПа. Кроме смены уплотнителя, при комплексном обслуживании узла восстанавливают прочность подвесок, опор, проверяют состояние сальников и арматуры. Если проблема не во фланцах, а в изношенности частей труб, то меняют их. При разрушении соединительного узла, значительных дефектах в местах приварки, меняют испорченный участок магистрали, приваривают новые воротники.
Замена фланцевых соединений наружных газопроводов
Ремонт узла необходим, если на воротниках обнаружены значительные дефекты. При обследовании стыковки специалисты проводят их визуальный осмотр, проверяют габариты на соответствие технической документации. Герметичность магистрали оценивают при помощи мыльного раствора, искателями гелиевого или галоидного типа. Из инструментальных методов при проверке точные данные дают ультразвук и рентгеноскопия. Цифровая техника способна обнаружить и определить размер любого повреждения.
Алгоритм ремонта узла на газопроводе:
- Участок перекрывают, чтобы в трубы при операциях не попали загрязнения, посторонние предметы.
- Если воротники повреждены сильно, их нет смысла реставрировать, их срезают, на трубы приваривают новые элементы либо б/у после проверки на прочность.
- При небольших дефектах удаляют старый уплотнитель, металлические поверхности зачищают от его следов, обрабатывают фланцы шабером, чтобы убрать следы ржавчины.
- Раковины, забоины и другие недочеты механически очищают, отверстия закрывают электрическим наплавлением металла, после чего воротники шлифуют.
- После ремонта для плотного прилегания элементов выполняют их притирку с применением паст, порошков до появления сероватого кольца.
- Отремонтированные узлы соединяют, установив новую прокладку из подходящего материала, изношенные крепежи заменяют новыми.
Все болты, гайки на фланцах должны быть установлены с одной стороны воротника. При затягивании болтов усилие важно прилагать равномерно, закручивая гайки не по периметру по очереди, а крест-накрест. Для закручивания применяют обычный гаечный ключ либо гидравлический, пневматический инструмент. Чтобы убрать зазоры между деталями узла, скорректировать их оси, запрещено прогревать фланцы. Применяемые уплотнители должны соответствовать ГОСТу.
Замена фланцевого соединения глушителя
В автомобилях с увеличением их пробега возможно появление звука из-под днища, который усиливается. Это происходит из-за износа деталей глушителя, когда на фланцах возникают дефекты.
Исправить проблему можно несколькими методами:
- Сварка деталей. Это устранит звук на некоторое время, но сваренные фланцы быстро выйдут из строя, узел невозможно будет разобрать для полноценного ремонта.
- Установка новых фланцев. Самое правильное решение, чтобы надолго улучшить результат, ездить на автомобиле безопасно и комфортно.
- Поставить старые трубы. Иногда для ремонта владельцы применяют б/у комплект, который был снят с аналогичной марки машины. Такой подход даст кратковременный эффект, его применяют для старых автомобилей или, чтобы продать транспорт.
- Замена фланцев металлическим хомутом. Этот способ не обеспечивает герметичность стыковки, сделает проблемным дальнейший ремонт глушителя.
Из перечисленных приемов лучше выбрать установку нового узла. Для этого необходимо купить комплект элементов с прокладкой, болтами. Болгаркой с труб срезают старые детали, сварочным аппаратом присоединяют новые. Замена гарантирует передвижение без шума, длительную и надежную работу глушителя.










